Test grammar (знаки препинания в заголовках)

Проверяя описания дефектов, я часто сталкиваюсь с распространенной ошибкой - в конце заголовка (summary) дефекта указана точка. Ради интереса я посчитала сколько сотрудников из моего рабочего окружения имеют такую привычку, в итоге набралось около 40%. 

И вот, наконец, холодным и дождливым воскресным днем у меня появилась возможность разобрать данную проблему. Точки в заголовках ставить не нужно и вот почему...


История точки

Побродив по просторам сети мне удалось найти несколько материалов и очерков, описывающих историю применения точки в заголовках.

Для работников полиграфической отрасли, начиная со времен Царской Руси, выпускались специальные справочники по грамотному оформлению и коррекции печатной продукции. В этих руководствах проблеме использования знаков препинания в заголовках уделялось немало внимания. До 1930-х годов существовало правило, по которому было обязательно завершать текст заголовка точкой. Где-то на рубеже 1932 и 1933 годов отношение к заголовкам изменилось, к ним перестали применять правила обычных предложений. Было узаконено, действующее по сей день, правило: "Точку в заголовке, вынесенном в отдельную строку, опускают". Остальные знаки препинания (многоточия, вопросительный, восклицательный знаки) при этом сохраняются, они указываются в конце текста заголовка и служат для передачи эмоции.

Откуда берутся точки?

Ответ на этот вопрос я нашла в неожиданном для себя месте - форуме молодых мам. Оказывается, в современной системе образования принято следовать соглашениям, указанным все в тех же справочниках корректоров. Из правила  о точках в заголовке есть исключение: "...за исключением изданий для начинающих читать детей (напр., в букваре), чтобы не мешать закреплению стереотипа, в конце предложения надо ставить точку". Именно из этих соображений большое количество учителей (и не только русского языка) требуют от учеников начальной и средней школы обязательно ставить точку в конце всем знакомых предложений: "Классная работа", "Домашняя работа", "Диктант".

К сожалению, в старшей школе не находится времени на объяснение разницы между заголовком и обычным предложением. У школьников все больше укореняется привычка ставить точки во всех случаях. 

Выводы

Заголовок дефекта должен быть оформлен грамотно, невзирая на насажденные школой вредные привычки. Как в случае описания дефекта на русском языке, так и на английском действует единое правило: "Точку в заголовке опускают".

Знаки препинания, придающие тексту эмоциональную окраску (напр., восклицательный знак), использовать запрещается. Описание дефекта является артефактом, и так же как и деловое письмо должно быть корректным по отношению к коллегам, содержать исключительно факты и полезную информацию, без каких-либо субъективных данных (оценка действий программиста, эмоциональные высказывания и т.п.).

P.S. Подробно ознакомиться с научной статьей по этому вопросу, можно на странице РАМОТА.РУ - Точка в заглавии.

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Проектирование и оформление

Таблица принятия решений

XML для тестировщиков (I - Introduction)